Ученье - свет (часть 2)

10.07.2021

 Услуги представителей инфобизнеса характеризуются широким тематическим и предметным спектром (от освоения навыков домашнего кондитера или прохождения курсов пошаговой процедуры банкротства физических лиц – а-ля обанкроть себя сам и избавься от долгового бремени – вплоть до получения новой профессии с сертификатом/удостоверением/дипломом установленного образца), имеют большой ценовой разбег и огромную целевую аудиторию потребителей.

 Тяга к знаниям, повышение личностного, интеллектуального уровня, профессиональное совершенствование – дело хорошее. Но! Потребитель услуг инфобизнеса должен определить, зачем он приобретает выбранный информационный ресурс – является ли его интерес чисто пользовательским, направленным, например, на повышение уровня собственной самоценности или удовлетворение внутренних потребностей, или же его глобально интересует официальное подтверждение факта получения новых знаний и освоения профессиональных компетенций. В последнем случае его должны озаботить вопросы юридического оформления, да и самой сущности правовых отношений, в которые он вступает, а также ответственного выбора «источника знания», ведь последствиями неправильного выбора может быть потеря временных, денежных ресурсов и получение «образовательных документов», не имеющих действительной юридической силы.

 Так давайте разберемся, под какую сферу регулирования подпадают отношения, связанные с прохождением онлайн-обучения, на что стоит обратить внимание при приобретении тех или иных обучающих материалов, что делать в случае, если вы получили совсем не то, на что рассчитывали.

 Сразу скажем, что отношения, являющиеся предметом нашего разговора, связаны с предоставлением услуг - консультационных, информационных услуг или услуг по обучению. В приобретаемый «пакет» может входить предоставление доступа (неограниченного или в течение определенного отрезка времени) к обучающим материалам, информационное и консультационное сопровождение процесса обучения, включающее проверку выполняемых заданий и «разбор» ошибок, проведение итогового тестирования (экзаменации) на уровень усвоения программы и прочее. Если вы приобрели носитель информации, например, аудиокнигу с записью лекций, то это не услуги, а купля-продажа товара!

 В соответствии с договором оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги – совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ). Информационные услуги, в свою очередь, могут быть связаны с предоставлением исполнителем информационно-аналитических материалов по актуальным и проблемным вопросам в интересующей заказчика сфере, проведением информационных конференций, лекций и прочих форм информационного взаимодействия.

 Договор консультационных услуг, как правило, связан с проведением исполнителем анализа предоставленных ему документов или изложенной заказчиком ситуацией, описанием возможных рисков совершения тех или иных действий, прогнозированием ситуации, разработкой тактических приемов и алгоритмов разрешения проблемного вопроса. Определения понятия договора оказания услуг по обучению или договора об образовании действующее законодательство не содержит, однако, исходя из требований, предъявляемых к его форме и содержанию (ст. 54 ФЗ № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ»), можно сделать вывод, что это письменный договор, заключаемый заказчиком с исполнителем – организацией, осуществляющей образовательную деятельность (образовательной организацией – НКО; организацией, осуществляющей обучение – ЮЛ; или ИП), по которому исполнитель обязуется предоставить услугу по реализации образовательной программы определенного уровня, направленности, формы и продолжительности обучения, а заказчик обязуется эти услуги оплатить. По итогам обучения заказчику выдаются документы об образовании и (или) о квалификации (при условии успешного прохождения итоговой аттестации – диплом, аттестат, удостоверение и пр.) либо документы об обучении (если проведение итоговой аттестации не предусмотрено – свидетельство, сертификат и др.). Различия в предметах договоров – налицо!

 Поэтому, прежде чем приобрести информационно-образовательный ресурс, внимательно ознакомьтесь с правовой информацией, размещенной на сайте распространителя. Сведения о наименовании и организационно-правовой форме ЮЛ или ИП, оказывающих услуги, должны быть открытыми и общедоступными. 

 Если вы намерены не просто послушать лекции или поучаствовать в конференции, а получить образование или повысить его уровень, то проверьте исполнителя через ЕГРЮЛ / ЕГРИП на предмет основных и дополнительных видов его деятельности (если там ни слова нет об обучении и образовании, делайте вывод), а также через Сводный реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности, размещенный на сайте Рособрнадзора (юридическое лицо всегда должно иметь соответствующую лицензию, ИП – только если привлекает для исполнения услуг педагогических работников, если же ИП сам является источником образовательного контента, получение лицензии для него не обязательно). Досконально изучите условия договора – что составляет его предмет? Такие условия, с учетом дистанционной формы взаимодействия,  могут быть сформулированы не в отдельном документе, имеющем вышеуказанное название, а в оферте, проставляя галочку в которой и оплачивая инфоресурс, вы автоматически соглашаетесь со всем, что в ней изложено. Изложен в ней и перечень услуг и формы предъявления претензии, и сроки подачи возражений относительно качества приобретенного инфо-продукта (как правило, совсем не длительные). Сохраните себе копию или скрин этой оферты, а лучше в письменной форме через электронную почту обратитесь к исполнителю с предложением заключить отдельный договор; получив отказ, как минимум, уточните все интересующие вас моменты и только потом приступайте к оплате. 

 Если в процессе оказания услуг со стороны исполнителя возникнут какие-либо отступления от договора, сразу пишите претензию/заявление/обращение непосредственно исполнителю на адрес его электронной почты и дублируйте способом, указанным в договоре, если он отличается от электронного обмена сообщениями. Не ментору/наставнику/продюссеру/учителю/тренеру в группе telegram или в комментариях к видео в вебинар-комнате, а именно исполнителю!

 Соблюдайте установленные сроки совершения юридически значимых действий, помните, что правовое сопровождение услуг инфобизнеса осуществляют юристы, специализирующиеся на этой отрасли правовых отношений – юристы по защите инфобизнеса, IT-юристы, юристы онлайн-школ, знающие все нюансы, пробелы и коллизии правового регулирования данной сферы и умеющие правильным образом (для субъекта EdTech-рынка) формулировать условия типовых договоров, и не утешайте себя тем, что суд всегда встаёт на сторону беспечного потребителя. 

Обезопасьте себя от ненужных правовых споров и неприятных ситуаций сами.